Писатели

Голлер Борис Александрович

Голлер Борис Александрович

ГОЛЛЕР Борис Александрович (Борис Шмерович) – прозаик, драматург, эссеист.
Родился в 1931 году в Ленинграде, в семье инженера-строителя, по образованию – тоже инженер-строитель (8 лет стажа). Все остальное – литературная работа.
Писал с детства. В 1948-м участвовал, школьником 9-го класса, в первой послевоенной конференции молодых писателей в Ленинграде, где старшими участниками была когорта поэтов поколения войны. А был принят в Союз советских писателей (ЛО Союза) в 1988 году, спустя сорок лет. Комментировать этот факт полагает излишним.
С 1966-го по 1988-й состоял в Профессиональной группе писателей при Ленинградском отделении Союза.
Первые публикации (1959) – сценарии документального кино и стихотворные переводы поэтов Востока (по подстрочнику). Всего опубликовано более 2000 строк стихотворных переводов.
Первая пьеса «Десять минут и вся жизнь»(1960) о судьбе экипажа Хиросимы – апрель 1960-го – была принята к постановке в одном из ленинградских театров и сочувственно встречена рядом театров Москвы и редакцией журнала «Новый мир», но получила цензурное разрешение («лит») лишь 27 лет спустя после написания. В 1987 году в Кургане ею открылся новый профессиональный театр «Ателье». Вторая пьеса «Матросы без моря» – о революции и гражданской войне в России (1966) – была разрешена к постановке лишь спустя 22 года после написания. (Тогда же в 1988-м поставлена на театре и вышла в распространение.) Третья, пьеса в новеллах «Модель 18-68» (авторское название «Семь примечаний к истории молодого человека»), добрела до премьеры в Ленинградском ТЮЗе, в 1968 году (режиссура З.Я Корогодского и Л.А. Додина). Но очень скоро была снята с постановки: одна из новелл была про 1937-й год, а танки уже вошли в Чехословакию. К двум из новелл, составивших пьесу – «Мальчик у телефона» и «Миф о десанте» – театры обращаются по сей день. Несколько лет назад по новелле «Миф о десанте» был создан мюзикл (композитор М. Аптекман).
В 1969 году по предложению ЛенТЮЗа начал работу по инсценированию для театра романа «Евгений Онегин» Пушкина. Это нечаянно явилось поворотом в судьбе. С тех пор и по сей день все главные творческие интересы автора лежат, в основном, в области истории и культуры России первой трети XIX века: декабристско-пушкинско-лермонтовской поры. Написан ряд «драм истории», связанных тематически и духовно с этим временем и людьми этого времени.
В конце 1970-х гг. спектакль по пьесе «Сто братьев Бестужевых», поставленный труппой студенческого театра ЛИИЖТа «Studio» в 1975 году (режиссер В. Малыщицкий), имел особый успех на международных и российских фестивалях. После чего на базе этого самодеятельного театра – был создан в Ленинграде новый профессиональный – Ленинградский государственный Молодежный театр (ныне Театр на Фонтанке). Он открылся спектаклем «Сто братьев Бестужевых» 18 января 1980 года. Спектакль прошел на сцене 250 раз за первые 2,5 года существования театра, а вместе со спектаклями студии – всего около 400 раз – и держался в питерском репертуаре примерно 11 лет. В 1976-м, в марте пьеса «Сто братьев Бестужевых» была поставлена также в радио-варианте на Ленинградском радио (2 часа эфирного времени). В 1989 году была такая же постановка радио-варианта пьесы «Привал комедианта, или Венок Грибоедову» – 2,5 часа эфира. Спектакль так же много лет держался в репертуаре радио-театра. Вторая часть дилогии о Сенатской площади, о семье Бестужевых – пьеса «Вокруг площади» – была поставлена в Ленинградском ТЮЗе в 1983-м.
В 1986-м году сборник пьес драматурга, готовившийся к печати издательством, был снят с подготовки тогдашним ленинградским руководством. И пьесы впервые появились в печати только в 1989-м, уже в разгар «перестройки», в общелитературных журналах. К тому времени прошло 29 лет с начала профессиональной драматургической работы. Сборник пьес автора (в более полном составе) был издан лишь 20 лет спустя, в 2007 году, по гранту Федерального агентства печати и информации, с предисловием Льва Додина, («Сто братьев Бестужевых. Театр, эссе»).
Кроме жанра драматургии, с 1986 года и по сей день автор работает над эссе-исследованиями по той же тематике русской литературы и истории XIX века, и публикации в этом качестве опередили публикацию пьес: работы этого жанра с 1987 г. Появлялись, в основном, в журнале «Вопросы литературы» (первая публикация – «Драма одной комедии»: о «Горе от ума» и судьбе А.С. Грибоедова).
Первая проза писателя, повесть «Петербургские флейты» (1883), увидела свет в 1999 году, в пушкинском номере журнала «Звезда» (№ 6).
Роман «Возвращение в Михайловское» – книги Первая и Вторая – публиковался частями в журнале «Дружба народов» в 2003-м и в 2008-м. После дважды выходил отдельными изданиями. Роман написан уже в этом веке.
Вышло также несколько принципиальных для автора эссе о театре, кино. Главные из них – «Послание от Феллини» и «Слово и театр».
Занимается преподавательской работой. С 1989 года с перерывами и до последнего времени преподавал в Петербурге в Академии театрального искусства на курсах мастеров проф. Л. А. Додина и проф. В.М. Фильштинского.
Проживает в Санкт-Петербурге.

Список основных работ (в порядке написания).

Пьесы:
«Десять минут и вся жизнь» (1960)
«Матросы без моря» (1966)
«Поколение 41 («Мальчик у телефона», «Миф о десанте» - одноактные. 1968)
«Пушкин. Автопортрет с Онегиным и Татьяной» – опыт драматических изучений» романа Пушкина (1974)
«Плач по Лермонтову, или Белые олени» (1974)
«Сто братьев Бестужевых» (1975)
«Вокруг площади» (1982)
«Венок Грибоедову»(1985)
Все пьесы, поименованные здесь, кроме «Матросов без моря» и сценического прочтения «Онегина» опубликованы в сборнике «Сто братьев Бестужевых. Театр, эссе» Все были поставлены на театре.

Проза:
«Петербургские флейты» (повесть)
«Возвращение в Михайловское» (роман в двух книгах).

Эссе и литературные исседования:
«Драма одной комедии» («Вопросы литературы» –1987, 2009. (Две части)
«Контрапункт, или Роман романа» (о «Евгении Онегине»). 2010–2011. (Пока не опубликовано)
«Лермонтов и Пушкин». (В двух частях. 2011 г., пока не опубликовано)
«Послание от Феллини» («Нева», 2002 г.)
«Слово и театр» (2000 г.) в авторском сборнике пьес.

Книги:
1. «Сто братьев Бестужевых. Театр, эссе». «Балтийские сезоны», Санкт- Петербург, 2007 г.
2. «Возвращение в Михайловское». Роман. Книга Первая. Издательство «Алетейя». Санкт-Петербург, 2007 г.
3. «Возвращение в Михайловское». Роман. Книги Первая и Вторая – то же издательство, 2009 г.
4. Зарубежное издание: «Флейты на площади». Сборник – пьесы, проза, эссе. Иерусалим, изд-во «Лира», 2000
5. «Пушкин. Автопортрет… » (Авторское название: «Пушкин. Автопортрет с Онегиным и Татьяной») Изд-во Министерства культуры РФ, 1998 г.

Эссе и литературные исследования:

«Драма одной комедии» («Вопросы литературы» –1987, 2009. (Две части).
«Контрапункт, или Роман романа» (о «Евгении Онегине»). 2010–2011. (Пока не опубликовано)
«Лермонтов и Пушкин». (В двух частях. 2011 г., пока не опубликовано)
«Послание от Феллини» («Нева», 2002 г.)
«Слово и театр» (2000 г.) в авторском сборнике пьес.

Премия Фонда «Литературная критика» по журналу «Вопросы литературы» за эссе «”Горе от ума” в меняющемся мире» – 2009 г. Премия имени Гоголя (в номинации «Шинель») за роман «Возвращение в Михайловское» – 2010 г.
 

Об издательстве

ИЗДАТЕЛЬСТВО
СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Издательство открывает новое направление в издании книг — Электронные книги!
Книги, выпущенные нашим издательством,
уже появились на сайте ЛитРес и на ресурсах партнерах.
Присылайте свои заявки на e-mail: 
souyzpisateley_seller@mail.ru    

Мы издаем книги за счет средств авторов или средств, привлеченных со стороны.

Разрабатываются серии: 
- для иностранных авторов,
- для российских авторов.

Издаем: 
- сборники начинающих авторов,
- сборники литературных объединений,

Мы не только издаем книги, но и занимаемся их продвижением

ПРИОБРЕСТИ КНИГИ,
ВЫПУЩЕННЫЕ ИЗДАТЕЛЬСТВОМ,
МОЖНО, СДЕЛАВ ЗАКАЗ
по e-mail:
souyzpisateley@mail.ru
по телефону:
+7 911 188 3277
ВНИМАНИЕ! Номер телефона
только по вопросам реализации книг.


Директор издательства
Сергей Игоревич Арно

Тел.: +7 (921) 659 71 32
e-mail:
souyzpisateley@mail.ru