В этот день к нам пришла очаровательная Надежда Воинова, специалистка в области шведской поэзии, переводчица, автор, искусствовед, В прошлом году она представляла свои переводы стихов шведской поэтессы Анн Йедерлунд, «где нарратив о неразделённой любви непостижимым образом сочетался с эксплицитными отсылками к древнегреческой мифологии и библейским сюжетам, которые вполне гармонично переплетались» (из отчётной статьи Владислава Черейского).
Нынешняя встреча была приурочена к выходу книги Осе Берг «Тёмная материя», где поэзия о трансцендентальном накладывается на сюрреалистический образный ряд. Такое сочетание неудивительно — поэтесса активно использует автоматическое письмо и считается крупнейшей представительницей современного сюрреализма. Во время прочтения, а прочитали мы бо́льшую часть текстов, складывалось ощущение, что смотришь качественный видео-арт или идёшь по картинной галерее в сопровождении неземной мелодии.
Постапокалиптическое будущее смешивается с зарождением жизни. В одиночество вплетается архетипическое, в новую мифологию — научные исследования. Родившиеся из яйца млекопитающего, парящие по разряженному воздуху — «если бы у него было достаточно кислорода, чтобы кричать, и рот для крика, — крик, чтобы проглотить всё дыхание чистого ветра со дна лёгких» (© Aase Berg).
Представленные в книги переводы осуществлены Надеждой Воиновой и Андреем Сен-Сеньковым, при консультации Микаэля Нюдаля. Оригинальный, даже эстетский дизайн как нельзя лучше сочетается с текстуальностью. Изучая вселенную через осознание, как объект письменной культуры, уподобляется самосознание анфиладе текстов. Мы находимся внутри, в пределах исторического отрезка, где умирает субъект. И его сознание растворяется во всеобщем.
Ниже — фрагменты из представленной книги.
Куда же нам дальше?
За криком внутри зверя вдоль воды.
За криком окулярного зверя.
Погрузиться внутрь через это тяжёлое галó.
РЕЗИНОВЫЙ СОБОР
собор остеопороз
дыроглубокий собор
Вселенная разрастается
Слух песен соблазна глубин
СТЕКЛЯННЫЙ ОЛЕНЬ
ветки трещат, кости бёдер
Здесь осенние листья окружают тело
рядом крадётся ручей изо льда
Рыжие лисы чуют тень,
Здесь тень нетронуто-стеклянный олень
Ручей изо льда лижет кости,
осенние листья холодно собираются в месте
флейту бедра на излом на слом
НО Я ВХОЖУ В СТЕКЛО
де вьётся дым как волос
в голос как в стекло
в рук тончайший голос
Но я вхожу в стекло
в след руки и голос
голос вход в стекло
где воли дым как волос
Но я вхожу в стекло
мрак тело вьёт как волос
Хочется добавить, что снова не обошлось без флористики. Она была в текстах, она была в аудитории. В образе люпинов, которые принёс Гера Констан. И красовались они в центре стола. Известно, что род люпиновых насчитывает около двухсот видов. В декоративных целях используются L. polyphyllus или L. nanus. Люпин нуждается в солнечном месторасположении, лучшего развития достигает на суглинистых почвах. В засушливую погоду его поливают обильно, под корень. Старые экземпляры многолетних видов окучивают. Размножают посевом. Многолетние лучше сеять под зиму. Однолетние — в конце апреля – начале мая. И цвести они будут с июля по конец лета. Пока в климате что-нибудь существенно не поменяется.
Поэт, переводчик, главный редактор журнала «Рог Борея»,
соведущий ЛИТО «Дереветер»
Геннадий БУЛИН
Фотографии Владислава Черейского и Ольги Туркиной
Об издательстве |
Тел.: +7 (921) 659 71 32
e-mail: souyzpisateley@mail.ru