Архив новостей

 
22.01.2024 Презентация дебютной книги Юлии Милорской «ХРОНОСОМАТИКА»

    

                           ХРОНОСОМАТИКА И ГЕТЕРОМОРФНОСТЬ

Дебютная книга Юлии Милорской «ХРОНОСОМАТИКА» издана при содействии Союза Российских писателей. Можно только порадоваться сложившимся обстоятельствам — книга получилась изысканной и концептуальной. Прекрасный проект издательства «Поэтустороннее». Даже толщина листов органична. Разделы книги удачно поддерживают друг друга, содействуют погружению во всё более усложняющийся поток. Большинство текстов написаны в рамках гетероморфного стиля, определение которому дано Юрием Борисовичем Орлицким. Хочется привести здесь небольшой фрагмент его статьи, написанной двадцать лет назад.

«Для русской поэзии классического извода, вне зависимости от избираемого ее авторами конкретного типа стихосложения, фундаментальным конструктивным принципом практически всегда являлось сохранение однородности стиховой речи на протяжении всего текста (гомоморфности), заявленной в первых же строках его стиховой структуры. Эта структура проявляется в сохранении как типа стиха (силлабика, силлаботоника, тоника, раек или верлибр), так и слогового объема строки (равностопный или разностопный вариант), а также в типе каталектики (то есть использовании строк с одинаковыми или альтернирующими окончаниями); в способе организации звуковой связи строк (рифмованный, полурифмованный или белый стих); наконец, в способе связи строк в объединения более высокой сложности (строфы или строфоиды, строфический или астрофический стих)».

Далее в статье проводится анализ нескольких стихотворений Велимира (Виктора) Хлебникова, в которых тот отходит от гомоморфности. Фактически Велимира Хлебникова можно считать пионером гетероморфного стиля. Часто приходится слышать, что в стихах важен смысл, а не форма. Однако непрекращающийся поток силлаботоники (чаще всего, низкого качества) вельми утомляет. В его рамках с трудом просматривается индивидуальность автора. Конечно, данные заявления — спорные. Но всё же приятно прикоснуться к новым формам. Отрадно, что таких появляется всё больше. Спасением тут именно является «гетероморфное письмо», бо рамки его многомерны, как тессеракт. Конечно, графомания не знает границ, легко проникая куда угодно. Зачастую стихотворец такой вообще не осознаёт конструктивов, не знает существующих правил и приёмов, истории развития... Но не хочется об этом. Тем более, что тексты Юлии Милорской (филолога по образованию) строятся на профессиональном подходе к поэзии.

Надо сказать, книга Юлии прочитана мной с большим вниманием. Мне посчастливилось встречаться с её работами в рамках позапрошлогоднего разбора. Однако большинство текстов прочитаны впервые. Запомнились поэмы «ЛИМБ» и «НЕБЕСНЫЙ КОНВЕРТЁР», стихи «ГИПЕРКУБ», «ТАФОФИЛИЯ», «ТЫ НЕ ГОЙЯ» и многие другие.

Книгой в книге видится расположенная в конце поэма «13 АПОСТОЛОВ ЭВОЛЮЦИИ». Этакая «КАЛЕВАЛА», основанная на научном подходе, где отброшена накопленная веками мифология и построена новая мифопоэтика, сочетающая постулаты естествознания и личный (весьма иронический) взгляд автора. В поэме — невероятное количество пространства, от катархея до относительно далёкого будущего. В ней строки достигают такой космической высоты, где общение становится другим.

Про авторскую стилистику можно сказать чуть больше. Она является явным плюсом в представленных текстах. Выверенность каждого слова (незаметная при первом приближении) впечатляет. Юлия орудует поэтическими конструкциями почти с изысканной лёгкостью. Эти экзерсисы базируются на безусловном понимании «академического письма». Ломают его. Создают новые формы. Тексты приятно перечитывать, открывая другие, не увиденные ранее, соцветия.

Что же касается непосредственно презентации (16.01.2024 в уютной аудитории 26 на Звенигородской, 22) под белым пианино, на котором, к счастью, никто не играл, то прошла она в лёгкой, домашней почти, атмосфере. Наполняя воздух игристыми винами и мандаринами новогодними. В процессе презентации Юля раскрыла некоторые нюансы, прочитала поэму «Лимб», отвечала на вопросы.

Владислав Черейский (основатель (вместе с Ольгой Туркиной) издательства «Поэтусторонее») рассказал о работе над книгой, представил разделы её и прочитал стихотворение, открывшееся наугад. После остальные коллеги поздравили Юлю с дебютом, прочитали некоторые её стихи. По окончании презентации большая часть собравшихся направилась в кафе «Мама Рома», где продолжились кулуарные обсуждения.

В мероприятии приняли участие: Юлия Милорская, Владислав Черейский, Ольга Туркина, Гера Констан, Любовь Хомутова, Сергей Кудрин, Елена Буланова-Шумская, Сергей Адамов, Марго (Yaleeni), Геннадий Булин. Леонид Фарфель и Арина Арсеньева присоединились позже.

 В завершение — ещё немного о формах. Думается, у каждого автора есть определенное размерное разнообразие. Редкостные случаи, когда все свои труды автор пишет, допустим, хореем — клинические, и о них мы не будем... Посмотрим лучше на тексты из книги «ХРОНОСОМАТИКА»: один — дольник, а другой — гетероморфное стихотворение 

 

ГИПЕРКУБ

увлечься можно и в одночасье

а в остальную вечность скулить

как кусок завершённого счастья

скинутого с одномерной скалы
 

бывает что люди срастаются плотно

в болоте кувшинками на мели

звенящим комком замерзающей плоти

отчаянно рвущимся в чрево земли
 

привычнее лица прятать в забрале

как будто весь мир — атакующий дым

пока ты обломок который забрали

в ночь по ошибке запутав следы
 

если вдруг эхо ответило грубо —

это только твоя тоска

утрамбованная в обрубок

который когда-то устанут таскать
 

в условиях шторма ритмы уплыли

мы их обратно уже не вернём

за тихий клочок свалявшейся пыли

сдунутый выдохом с полки времён

осколки от целого могут поранить

рёбра окутать как в плен пелена

реальность — неправильный многогранник —

на фрагменты расщеплена
 

рассы́пался острыми мелочами

тессеракта блёклый муляж

вторит обрывку чужого молчанья

рябое пятно на твой камуфляж

 

КВАНТ

и куда запихнём мы свои стенания

свои вопли — против невзрачного электрона

его сознательной воли

выше скорости света приблизительно втрое

как на скорлупке корпускулы трещинками раздроблен

попробовал сразу несколько траекторий

одновременно везде и нигде — не баловство ли?

принял решение где остаться в покое

обхитрил время и случай торжеством воли

что он такое и как чёрт возьми устроен
 

ну а мы — ныне сложносоставные глыбы

склоняем частицу своим созерцанием

совершить выбор и успокоиться

не быть вольготной волной

не скользить ласково

ни в одну из щелей

синаптическую юнгианскую

щель Кассини

не стать чьим-то открытием

суммой красивых вещей

синим ночным фейерверком

сильных идей

социальной фасилитацией

 

хотя погляди-ка

ещё продолжается

коммуникация пары фотонов

запутавшихся в неистовом танце

пространственной страсти

на пропасти световых лет

разомкнутых нами

они разговаривают

отнюдь не воспоминаньем

соведущий ЛИТО «ДЕРЕВЕТЕР», поэт, переводчик,

главный редактор журнала «Рог Борея»

Геннадий БУЛИН 

Фотографии Любови Хомутовой, Ольги Туркиной


Об издательстве

ИЗДАТЕЛЬСТВО
СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Издательство открывает новое направление в издании книг — Электронные книги!
Книги, выпущенные нашим издательством,
уже появились на сайте ЛитРес и на ресурсах партнерах.
Присылайте свои заявки на e-mail: 
souyzpisateley_seller@mail.ru    

Мы издаем книги за счет средств авторов или средств, привлеченных со стороны.

Разрабатываются серии: 
- для иностранных авторов,
- для российских авторов.

Издаем: 
- сборники начинающих авторов,
- сборники литературных объединений,

Мы не только издаем книги, но и занимаемся их продвижением

ПРИОБРЕСТИ КНИГИ,
ВЫПУЩЕННЫЕ ИЗДАТЕЛЬСТВОМ,
МОЖНО, СДЕЛАВ ЗАКАЗ
по e-mail:
souyzpisateley@mail.ru
по телефону:
+7 911 188 3277
ВНИМАНИЕ! Номер телефона
только по вопросам реализации книг.


Директор издательства
Сергей Игоревич Арно

Тел.: +7 (921) 659 71 32
e-mail:
souyzpisateley@mail.ru