Архив новостей

 
12.04.2019 Представление сборника "Кладовая сердца" Ирины Павловой


Хранить семейные преданья… 

     В  Доме писателя состоялась презентация нового сборника Ирины Павловой, известной петербургской писательницы, драматурга, историка и поэтессы. Герои книги «Кладовая сердца» — крестьяне и дворяне, учителя и врачи, юродивые и святые, люди творческих профессий, среди которых некогда знаменитая певица Нина Дулькевич и автор любимой всеми новогодней песенки «В лесу родилась елочка».  Писательница умело погружает читателя в атмосферу двадцатого века, на фоне которой разыгрываются комедии и трагедии, без которых нет жизни. Историю своего рода Ирина показывает через судьбы людей, рисуя живые захватывающие картины. Некоторые эпизоды невозможно читать без слез, и все же сборник оставляет очень светлое и теплое   ощущение. За увлекательным повествованием — огромный многолетний труд, работа в архивах и тщательный сбор воспоминаний очевидцев. Ирина с детства пишет стихи, и поэзия помогает ей писать стилистически выверенную, ритмичную прозу.

    Презентацию сборника она начала с декламации своего стихотворения, посвященному родному краю. 

Хранить семейные преданья
Всегда мы в памяти должны:
Они сплетаются в сознанье
С историей родной страны.

Они и есть ее частицы,
Ее нетленная строка,
Живые струйки родника –
Семейной хроники страницы.

— Ирина, как возникла идея создания сборника?

— Идея создания сборника возникла несколько лет назад, когда я поняла, что у меня накопился целый цикл произведений, объединенных одной темой. Тема эта – жизнь моего рода и моей семьи, начиная с конца девятнадцатого и на протяжении всего двадцатого века. Семью простых новгородских крестьян не миновало ни одно событие большой Российской истории: войны, революции, коллективизация, репрессии…. Судьбы ее членов перекроила и перевернула мощная волна глобальных катаклизмов. Дети, родившиеся в этой семье, выбились в люди, получили образование. Служили своему Отечеству, но все равно их затронула суровая реальность железного двадцатого столетия, не пощадившая никого.

   Собирать истории своего рода я начала, еще будучи студенткой исторического факультета ЛГУ. Я с детства очень внимательно слушала и запоминала рассказы своей бабушки, ее сестер и других родственников. Став профессиональным историком, я смогла сопоставить биографии моих предков с исторической канвой событий и получила очень интересный материал, который помогает глубже осознать то, что происходило с Россией, что с ней сталось, и что ожидает ее в будущем. Ведь истории наших семей - это то, из чего складывается большая история Родины. 

— Какая история, описанная в сборнике, затронула Вас лично?

— Лично меня непосредственно коснулась история картины Тимофея Неффа «Христос-младенец», хранившейся в нашей семье с 1924 года. Когда я была маленькой, бабушка не решилась объяснить мне, что на ней изображен Бог. Тогда детям старались про Него не рассказывать. Она говорила, что это ее маленький сын Котька, умерший в блокаду. Я так и думала, что это мой родной дядя, разговаривала с ним, оставаясь наедине, все жалела, что он умер. Потом, когда я узнала всю правду об этой картине, она стала частью моей жизни. История ее появления в нашей семье очень необычна, а роль, которую она сыграла в наших судьбах, иначе как чудом не назовешь. Ее дальнейшая судьба свершилась на моих глазах. Обо всем этом подробно рассказано в повести «Христос-младенец».

            Еще одна история из моего детства представлена в рассказе «Тюремный доктор». События, которые начались в блокаду, нашли свое трагическое продолжение в шестидесятых годах двадцатого века и происходили на моих глазах. Я передала их через призму восприятия пятилетней девочки, которой тогда была, ведь ребенок все понимает незамутненным сознанием, а значит правдиво, истинно и искренне. Не потерять этот взгляд во взрослой жизни удается немногим.

— В Вашем сборнике есть удивительная история о судьбе Нины Дулькевич — почему она Вас заинтересовала?

— Жизнь и судьба русской певицы Нины Дулькевич волновала меня с детских лет, потому что она уроженка тех же мест, что и моя бабушка. Недаром повесть о ней называется «Крестьянка новгородская». Это история о том, как незаконнорожденная девочка, выросшая в изоляции от общества в компании затравленной матери и старой бабки-колдуньи удивительным образом пробилась сквозь все преграды и стала знаменитой артисткой, выдающейся певицей, исполнительницей русских песен и цыганских романсов. Сегодня она незаслуженно забыта, и мне хотелось, чтобы она заняла достойное место в ряду таких артисток, как Варвара Панина и Анастасия Вяльцева. Моя бабушка знала ее лично, и многие факты биографии Нины Дулькевич я узнала от нее. Когда я выросла, то специально собирала и записывала рассказы местных жителей о ней и ее матери, их жизни в деревне Нарезка. Мне повезло, что в восьмидесятых годах в Новгородской области еще были живы старушки, помнившие ее и ее мать, отчима, братьев и сестер, и даже Мостинского барина, ее отца. Так, по крупицам, я смогла воссоздать картину жизни выдающейся певицы. 

— В книге есть рассказ о Ксении Блаженной. Что вдохновило Вас на его создание?

—Чудесное явление святой юродивой Ксении Петербургской произошло во время блокады Ленинграда. Я слышала эту историю от людей, совершенно уверенных в том, что это случилось в реальности. И я им верю. С Ксенией Петербургской связана и другая притча, хранящаяся в памяти нашей семьи. Я описала ее в рассказе «Поедем в Питер».

   Вообще я с детства была большой любительницей слушать и собирать всевозможные мистические истории. Невестка моей бабушки баба Груша являла собой настоящий кладезь таких историй. Она была великолепной рассказчицей. Чудесны были и народные сказки в ее исполнении, и всяческие деревенские небылицы про нечистую силу, про ведьм и колдунов. Ведь баба Груша родом из деревни Светицы, о которой ходила молва, что там, мол, все мужики колдуны и все бабы ворожеи. Говорили, будто и мать ее, тетка Татьяна — настоящая колдовка. На самом же деле она являлась народной целительницей. Умела детей лечить, грыжи заговаривать и даже, говорили, неверных мужей женам возвращать.

            Знала баба Груша и множество тропарей, да и все Евангелие могла пересказать в чудесной простонародной интерпретации. Все это вместе составляло замечательную поэтическую и романтическую часть народной жизни, вся она была пропитана этой поэзией, не смотря на тяжелый каждодневный труд. У крестьян имелась своя культура, основанная на тысячелетней их связи с природой и устном творчестве, передававшемся каждому поколению по наследству от предыдущего. Если бы все это удалось сохранить!

Я, как могла, постаралась это сделать в своей книге. А насколько у меня это получилось — судить читателям. 

Записала Виктория Шервуд


 

Об издательстве

ИЗДАТЕЛЬСТВО
СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Мы издаем книги за счет средств авторов или средств, привлеченных со стороны.

Разрабатываются серии: 
- для иностранных авторов,
- для российских авторов.

Издаем: 
- сборники начинающих авторов,
- сборники литературных объединений,
- аудиокниги.

Мы не только издаем книги, но и занимаемся их продвижением

ПРИОБРЕСТИ КНИГИ,
ВЫПУЩЕННЫЕ ИЗДАТЕЛЬСТВОМ,
МОЖНО, СДЕЛАВ ЗАКАЗ
по e-mail:
souyzpisateley@mail.ru
по телефону:
+7 911 188 3277
ВНИМАНИЕ! Номер телефона
только по вопросам реализации книг.






Директор издательства Сергей Игоревич Арно

Тел.: 8 921 659 71 32
e-mail: souyzpisateley@mail.ru